Варганова Г.В.

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС БИБЛИОТЕКОВЕДА-ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

В последние годы в США в среде библиотечной общественности все чаще ставится вопрос о необходимости принятия этического кодекса библиотековеда-исследователя.

Эта идея представляется вполне адекватной требованиям сегодняшнего дня. Необходимость подробного кодекса связана, прежде всего, с тем, что специалисты, ведущие научную работу, довольно часто сталкиваются с дилеммами морального порядка: при выборе темы и методов исследования; при обеспечении конфиденциальности информации, полученной от респондентов; при распределении и делегировании обязанностей по реализации научного проекта; при отборе наиболее эффективных предложений, прозвучавших во время научной дискуссии и др.

Этический кодекс должен явиться своеобразным механизмом гармонизации ожиданий общества, потребностей библиотечной практики и научных интересов библиотековедов-исследователей. Он может оказать позитивное воздействие на общество в целом, на библиотечное сообщество как его органическую часть, а также непосредственно на научных работников.

Любое познание всегда социально детерминировано. Его гносеологическим субъектом является исследователь, получающий новое знание в рамках разного рода институциональных объединений (библиотек, библиотечно-информационных факультетов вузов культуры, ассоциаций и др.). Общество оказывает влияние не только на познавательные, но и на моральные аспекты деятельности ученых. Разработка и принятие кодекса продемонстрирует общественности возрастание интереса со стороны библиотечной профессии к проблеме “наука и мораль”.

Зафиксированные в кодексе положения профессиональной морали библиотековеда-исследователя не противоречат морали общественной, общечеловеческой, а представляют собой конкретные формы ее проявления. Наличие кодекса свидетельствует о том, что моральная сторона организации и проведения библиотековедческих исследований регулируется и контролируется библиотечным сообществом. Это будет способствовать повышению моральной оценки обществом деятельности исследователей библиотечно-информационной отрасли, и, на этой основе, укрепит доверие к библиотечной профессии, приведет к повышению ее социального статуса.

В кодексе должен найти закрепление коллективный опыт библиотекарей по организации и проведению НИР. Это сделает его своеобразным руководством для специалистов, в котором усилена моральная компонента научно-исследовательской деятельности. Кодекс является проявлением моральной поддержки, оказываемой библиотечным сообществом той его части, которая занимается научными исследованиями. В кодексе может быть показано, какие моральные преграды встречаются в ходе познавательной деятельности исследователя библиотечно-информационной отрасли и является ли доступным, возможным и необходимым их преодоление с точки зрения общественной и профессиональной морали. Тем самым, кодексы консолидируют библиотекарей – исследователей, укрепляя ощущение общности моральных интересов и чувство принадлежности к профессии, имеющей высокую цель и способную находить высоконравственные научные способы ее достижения.

Однако, наличие кодекса не уменьшит значимость личностной мировоззренческой позиции исследователя, не освободит его от самостоятельного осмысления ситуации, требующий морального выбора.

Кодекс, фиксируя ценности и нормы морали библиотековеда-исследователя, тем не менее не предполагает механического следования им, а заставляет тщательно проанализировать этап исследования, породивший коллизию, и самостоятельно выявить спектр возможных нравственных вариантов ее разрешения.

В конечном счете стратегическая и тактическая концепция реализации научного проекта будет определяться системой обыденных, научных и моральных знаний исследователя, органично взаимосвязанных между собой. Востребованность моральных знаний проявляется лишь при условии, что исследователь рассматривает их в качестве знаний, имеющих самое непосредственное отношение и к его личности и к его познавательной деятельности, реализуемой в форме конкретного библиотековедческого проекта. В этом случае моральные знания, трансформируясь во внутренние требования и обязательства ученого, воздействуют на определение цели и задач научного проекта; на выбор методов, техник, процедур, адекватных поставленной цели; на решение вопроса о формах распространения информации об исследовании, о масштабах внедрения и диффузии его результатов в рамках библиотечно-информационной отрасли и др.

Таким образом, процесс принятия и выполнения исследователем моральных обязательств находится под контролем общества и профессиональной группы, в том числе и через положения, отраженные в этическом кодексе. Система социального и профессионального контроля создаст дополнительные условия для развития ответственности библиотечных специалистов, ведущих научную работу. В итоге разработка и принятие этического кодекса библиотековеда-исследователя может явиться еще одним средством повышения качества научной работы как основы совершенствования деятельности библиотек и информационных центров.

Hosted by uCoz